На прошлой лекции мы рассмотрели два главных вида миров - отражения нашей планеты и самостоятельные миры. Однако, на практике, видов мира существует больше. Важно не путать мир и жанр, даже если они разделяют имя. В волшебном мире вполне может существовать детективная история, а в реалистичном мире - фантастика. Мир и жанр не зависят друг от друга. Теперь, попробуем выделить несколько видов миров в современной литературе. По природе, их можно разделить на четыре вида:

1. Реалистичные и полуреалистичные - такими являются миры, расположенные в рамках нашего мира и временного периода. Они считаются полуреалистичными, если имеют фантастические элементы. Такие миры являются стандартным элементом реалистичных историй, хоть это и не обязательно. Плюсом данного вида является близость к реальности, возможность легко наладить контакт с читателем и вызвать эмоциональную связь за счет знакомых публике элементов и деталей. Однако, при создании такого мира, необходимо провести свою долю исследований. Выбрав локацию, в которой будет происходить действие истории, автор обязан ознакомиться с культурой и законами того места, с менталитетом местных жителей. Иначе связь с реальностью теряется и мир будет сложнее принять всерьез.

2. Исторические и альтернативно-исторические - еще один вид отражений нашей планеты, такими называются любые миры, расположенные в прошедших исторических периодах. Они считаются альтернативными, если автор изменяет какие-либо исторические факты. За всю историю существования человечества было немало интересных периодов, некоторые из которых так и остались нетронутыми писателями. Вновь, автору приходится провести исследование, чтобы как можно ближе подойти к реальности существования той или иной локации в выбранный им период. Однако, так или иначе, остаются пробелы, неизвестные людям моменты. Здесь писатель волен заполнить пустые места истории своими идеями. При создании альтернативно-исторического мира, писатель так же обретает огромную свободу действий, но такая работа требует немалых вычислений, чтобы эффект измененного факта был реалистичен, и читатель мог в него поверить.

3. Волшебные - таковыми называются миры, основанные на идее магии и волшебства. Часто эти миры берут свое вдохновение в фольклоре народов мира, основывают свою культуру на, чаще всего, эпохе Средневековья. Несмотря на идею волшебства, магия может и не существовать в таких мирах. Однако, чаще всего, она присутствует в том или ином виде. Ее может быть много или мало. Так, волшебные миры делятся на высокие (с большим уровнем магии, пример - "Земноморье"), низкие (мало магии, "Властелин Колец") и темные (нет магии, "Вторые Сыны").

4. Научно-фантастические - миры, основанные на идее науки и ее эффекта на вселенную. Часто такие миры включают в себя несколько планет или систем, но это необязательно. Еще один элемент, очень широко используемый в совокупности с этим видом мира, это идея постапокалипсиса, при которой действие разворачивается после какого-то катастрофического события. Эти миры обычно связаны с Землей, но не являются реалистичными, однако это не всегда правда. Еще одна популярная разновидность научно-фантастических вселенных - утопия/дистопия. По уровню научного включения эти миры делятся на тяжелые (со сложными научными алгоритмами и законами, своей логикой) и легкие (использующие только общие и едва объясненные идеи науки, не прибегая к разветвленным описаниям своих законов).

По отношению времени-пространства миры можно разделить на следующие виды:

1. Классические - связанные с направлением классицизма, эти миры происходят в одной локации и в пределах одних астрономических суток.
2. Закрытые - более свободная версия классического мира, здесь присутствует лишь одна локация, часто замкнутое пространство, но временных ограничений нет.
3. Локальные - занимают одну или несколько небольших локаций, например несколько городов или одно государство, регион.
4. Глобальные - масштаб распространяется от одного континента до целого мира/планеты и ее немедленного окружения.
5. Космические - занимает множество планет, систем и далее, включая пространство между ними. Вместо планет может занимать несколько миров, не связанных типичным понятием о космосе.

Некоторые авторы предпочитают использовать свой мир, как отправную точку истории, главную движущую силу. В таком случае, в произведение включается множество описаний окружающего мира, персонажи действуют глазами читателя в новую вселенную. Обычно, для достижения нужного эффекта, персонаж является таким же чужаком в локации истории, как и читатель - приезжий, пришелец из другого мира. Этот прием позволяет достигнуть реалистичности в описании эффекта первого зрелища, позволяет описывать мир через эмоции, а не только чувства. В таких историях, важную роль играют перемены не в персонажах, но в мире. Вместо внутренних монологов используются описания ландшафтов, использование погодных и визуальных приемов.

Однако, если автор решается использовать мир, как центральный элемент истории, не стоит забывать, что персонаж по-прежнему остается главным из элементов. В таком случае, можно использовать эмоции персонажа и окружающий мир, как взаимосвязанные отражения друг друга, играя пейзажами и метафорами.

При таком оформлении истории, каждое значимое событие в сюжете в первую очередь влияет на описания мира. Обычно, после каждого важного сюжетного события следуют длинные и красочные описания измененного мира, будь те перемены реальными или метафорическими. С такими историями стоит быть осторожным, так как существует опасность обратить слишком много внимания на мир, и получить плоских персонажей в главной роли. Не стоит забывать, что именно персонажи ведут сюжет вперед, и читатель хочет увидеть их историю, а не только ваши навыки описывать незнакомые земли.

На следующем занятии мы начнем поподробнее рассуждать о разных видах миров, начиная с реалистичных и полуреалистичных, а также обсудим концепцию параллельных вселенных, и как их использовать.