Сюжет - один из трех элементов истории. Говоря вообщем, сюжет - совокупность и последовательность всех событий, происходящих в истории. Без него произведение не может существовать, так или иначе в каждой истории проявляется сюжет, иначе у нас на руках будет обычное описание какой-либо единичной, статичной ситуации или локации, где ничего не происходит, ничто не движется. Сюжет - есть движение, сама жизнь истории.

Традиционно, любая сюжетная линия делится на три акта. Это деление было впервые введено Аристотелем в его "Поэтике" и, позднее, дополнено Густавом Фрейтагом. Каждый акт представляет собой комбинацию некой последовательности событий и заканчивающего эту последовательность ключевого элемента. Рассмотрим все эти акты и их составляющие поподробнее.

1. Первый акт, или завязка, включает в себя экспозицию и конфликт.
2. Второй акт, или действие, включает в себе восходящее действие и кульминацию.
3. Третий акт, или развязка, включает в себе спадающее действие и концовку.

Теперь поговорим о каждом из элементов поподробнее.

1. Экспозиция - последовательность собыйти первого акта, как правило происходящая в начале сюжета. Эта часть истории необходима, чтобы ввести читателя в мир, познакомить его с персонажами. Наиболее важным из них является протагонист, главный персонаж сюжетной линии. Здесь читатель узнает об отношениях между представленными персонажами, их моральный характер. Ближе к концу этой части сюжета, персонажи узнают, что стоит на кону, выявляются их мотивы и цели.

2. Конфликт - ключевой элемент, завершающий первый акт сюжета. Это событие, которые толкает персонажей на путешествие, - реальное или метафорическое - момент, в который история начинается на самом деле. Привычный мир персонажей, установленный в экспозиции, оказывается под угрозой или уничтожен, что дает героям мотив. Показанные в экспозиции цели и мотивы приходят в движение. Этот элемент сюжета является мостом между первым и вторым актами.

3. Восходящее действие - последовательность событий второго акта. Сюда входят главные события всей истории, ведущие от конфликта к кульминации. Персонажи понимают свои цели и делают все возможное, чтобы их достичь. Мелкие препятствия используются, как второстепенные сюжетные приборы, необходимые для движения истории вперед. Большинство второстепенных сюжетных линий начинаются и заканчиваются в этой фазе.

4. Кульминация - ключевой элемент в финале второго акта. Также является моментом наивысшего напряжения в истории. Это момент, когда протагонист и антагонист сталкиваются в финальной битве - реальной или метафорической. Здесь появляется второй крупный конфликт истории - конфликт между двумя движущими силами сюжета, протагонистом и антагонистом. Это главный конфликт в сюжете, к которому так или иначе вели все предыдущие события и воторстепенные сюжетные линии.

5. Спадающее действие - последовательность событий третьего акта, следующая за кульминацией. Это фаза чистки сюжета. Оставшиеся линии завершаются, конфликты разрешаются, препятствия исчезают. Эта фаза, как правило, является самой короткой и описывает события между кульминацией и абсолютной концовкой.

6. Концовка - абсолютный финал истории, завершающий третий акт. После разрешения всех конфликтов и сюжетных линий, эта фаза показывает персонажей в новом свете, прошедших путешествие. Иногда концовка может происходить спустя какое-то время после кульминации, показывая персонажей в будущем, через несколько лет после формального финала.

По установленным Аристотелем и Фрейтагом правилам, именно в таком порядке должны располагаться акты и фазы. Но, в современной технике, очень мало писателей придерживаются столь строгого порядка. Можно найти множество произведений, начинающихся "ин медиас рес" (в середине действия), историй, где экспозиция - а иногда и весь первый акт - показаны через воспоминания и диалоги. Существуют истории, начинающиеся во временном конце истории, или даже спустя много лет после абсолютной концовки сюжета, принимая форму рассказа о прошлом.

Традиционная структура сюжета, хоть и, несомненно, присутствует в любом выбранном произведении в той или иной форме, очень гибкая и порядок не обязательно соблюдается. Часто случается даже наоборот. Как автор, писатель волен экспериментировать с этой структурой.

Аристотель считал, что на первом месте в истории должен стоять именно сюжет, а не персонаж. Многие писатели древней эпохи и последующих времен разделяли этот взгляд, результатом чего была четкая структура сюжета. Зачастую, ключевые элементы, переходящие от одного акта в другой, были очень ярко выделены, являясь инструментом для движения сюжета. Однако, Фрейтаг придерживался другой точки зрения, которую разделяли и другие авторы, особенно в наши дни.

Согласно этой точке зрения, элементы сюжета должны быть естественными, вытекающими из событий истории. Все ключевые моменты должны быть следствием уже произошедшего, так или иначе. Вы вольны выбрать свою точку зрения на этот счет.

На следующем занятии, мы поговорим о сюжетных приборах - что это такое, какими они бывают и как их использовать.