Жанр - общее название для группы произведений, разделяющих схожие элементы, такие как тип мира, элементы сюжета, различные художественные приемы и так далее. Из моего опыта, многие люди неверно называют жанром другие части описания произведения. Давайте, сперва, разберем эти другие категории.

Следуя ошибочному понимаю древнегреческой традиции жанра, многие литературоведы используют это слово, чтобы дать название форме произведения. Форма определяется размером и особенностями написания работы. Так, к формам относятся рассказы, поэмы, пьесы, новеллы, повести и романы. Это недопонимание исходит из древнегреческого разделения произведений на три главных жанра - лирика, эпика и драматика. Несмотря на то, что в Древней Греции каждый из этих жанров обладал своими особенностями и мог быть написан в любой форме, традиционно, лирика соотносится с поэзией, эпика - с прозой, а драматика - с пьесами. В чем же специфика каждого из этих древних жанров на самом деле? Рассмотрим их:

1) Лирика, традиционно связанная с поэзией. Наиболее популярный жанр в поздние дни Древней Греции, он связан с эмоциями и внутренними конфликтами персонажей. В современной литературе лирика соотносится с "исторями персонажей", которые ставят на первое место развитие своих героев.
2) Эпика, связанная с прозой, была наиболее популярной в ранние дни Греции. Этот жанр основывался на сюжете, на движении вперед и событиях, происходящих с персонажами. Сейчас ему соответствуют "сюжетные истории", использующие сюжет, как главную движущую силу произведения.
3) Драматика, связанная с пьесами на сцене, всегда использовалась, как чтиво для всех и везде. Она во многом была похожа на современный реализм, показывая небольшие сцены из повседневной жизни греков или, иногда, других народов.

Эта система жанров, описанная Аристотелем в книге "Поэтика", являлась первой классификацией произведений, основываясь на схожих элементах и темах.

Другое ошибочное наименование относится к категории литературных направлений. Литературоведы часто любят называть их жанрами, хотя это, опять же, не совсем верно. Литературное направление - название для группы произведений, раделяющих художественные приемы и центральные темы, используемые авторами. Вне зависимости от направления, история по-прежнему может относится к какому-то из жанров. Традиционно выделяются шесть литературных направлений:

1) Классицизм - основан на древнегреческой традиции (опять же, ошибочно), и предполагает единство трех элементов мира. Это означает, что история должна происходить в одной локации, в течении одних астрономических суток, с использованием одного фиксированного набора персонажей.
2) Сентиментализм - основан на чувствах физического восприятия мира. Представители этого направления используют множество описаний, доводимых до читателя через запахи, цвета и звуки окружающего персонажа мира.
3) Натурализм - более экстремальная форма сентиметализма, это направление в деталях и без метафор описывает любые природные процессы, необходимые для истории. Многие произведения этого направления отличаются гротескностью и огромным количеством деталей.
4) Романтизм - не имеет ничего общего с жанром романтики. Романтизм представляет собой описание идеализированного мира, через глаза мечтателя. Персонажи в этих произведениях часто считаются чудаками, любят подумать о философии и помечтать, истории включают множество красочных описаний. Любовная история часто появлялась в этом направлении, отчего его легко спутать с романтикой.
5) Символизм - направление, предпочитающее заключать истинный смысл своих произведений в различные символы, мелкие детали, служащие метафорами для характеров персонажей или элементов сюжета. Несмотря на то, что у каждого автора был набор собственных символов, многие были весьма частыми, так что вы можете найти и почитать словарь символов.
6) Реализм - противоположность романтизма, это направление показывает мир таким, какой он есть. Отличается мрачностью и, зачастую, печальными концовками. Количество описаний ничуть не меньше, чем у романтистов, но использует меньше метафор и предпочитает не отдаляться от реалий общества.

До современного перерождения литературы, направления были главными категориями среди писателей, которые объединялись в группы и активно использовали название своих направлений. Сейчас же, когда жанр вышел на первое место, как категория, авторы предпочитают не сковывать себя ограничениями какого-либо направления. Зачастую можно видеть, как авторы вольно пересекают границы между романтизмом и натурализмом, классицизмом и сентиментализмом, используя устоявшиеся в них элементы, когда того требует история. Из-за этого, сейчас сложно найти автора, которого можно было бы описать одним из этих слов.

Наконец, еще одна ошибка происходит у тех, кто называет возрастную категорию жанром. Возрастная категория (детская, подростковая, взрослая литература) используется для обозначения целевой аудитории произведения. Она не имеет никакого отношения к жанру и не устанавливает никаких жестких ограничений - "История Храбреца" Миюки Миябэ, будучи детской литературой, запросто может вызвать мурашки на коже у любого взрослого.

Теперь же мы приходим к теме нашего занятия - жанр. Лучший способ объяснить, что же такое жанр, это объяснить его классификацию. Жанры, как правило, делятся на вымышленные (использующие вымышленных персонажей и сюжеты) и невымышленные (выдающие факты реального мира). Рассмотрим современную классификацию жанров.

К вымышленным относятся:
1) Реализм (драма). В отличии от одноименного направления, этот жанр устанавливает перед собой лишь одно ограничение - его истории рассказывают о реальной жизни, как она есть. В наши дни этот жанр очень расплывчатый, так как существует множество других жанров, использующих реалистичные элементы в своих произведениях. Особенностью сюжета реализма является то, что он показывает нам что-то, что может случиться в повседневной жизни. Реализм легко смешать с другими жанрами, такими как романтика, комедия, ужас, детектив и даже фантастика.
2) Романтика. Этот жанра ставит на главное место в своем сюжете любовную линию. Он повествует о романтических отношениях между персонажами. Этим он отличается от направления романтизма. Название перешло исключительно из-за характерной влюбленности романтических героев.
3) Детектив. Жанр, в центре сюжета которого стоит некая загадка. Чаще всего, это преступление или заговор, и главный персонаж пытается разгадать тайну. Эти истории больше других любят играть с читателем, давая тому шанс продумать всевозможные детали и подсказки и прийти к правильному выводу до главного персонажа.
4) Комедия. Ставит в центре внимания юмористический элемент, будь то добрый юмор, сатира и сарказм. Эти произведения, как правило, легко читать и они призваны вызвать улыбку на лице читателя.
5) Ужас. Ставит перед собой цель вызвать в читателе эмоции террора, хоррора и отвращения. Как правило, глубоко психологичные истории, отличающиеся особой близостью к повседневной жизни, для создания максимального эффекта.
6) Триллер. Специализируется в вызове эмоций напряжения, тревоги, другими словами, заставляет волосы читателя вставать дыбом.
7) Приключение. Ставит на первое место путешествие, собственно, приключение. Отправляет героев в разные края выбранного мира, часто, с определенной целью, задачей.
8) Экшен. Обычно быстрое по своей скорости произведение со множеством активных сцен и фокусом на действия, как главный элемент сюжета.

К невымышленным относятся:
1) Биография. Описывает жизнь реального человека. Среди них стоит также выделить автобиографию, написанную автором о самом себе.
2) Эссе. Научная или полунаучная работа, рассуждающая о какой-либо теме.
3) Повествование. Рассказывает о реальном событии, но в форме истории.

Жанр - очень гибкая категория. Особенностью современной литературы является то, что, в отличии от эпохи направлений, авторы редко ограничивают себя каким-то одним жанром. Их произведения могут быть написаны в самых разных жанрах, могут пересекать границы и смешивать их. Как правило, общий жанр автора определяется жанром большинства его произведений, или его магнум опуса (главного произведения жизни), но редко можно найти писателя, работающего только в одном поле.

На протяжении этого курса мы рассмотрим различные виды вымышленных жанров поглубже, начиная с реализма.