На протяжении истории читатель встречается со множеством различных персонажей, каждый из которых так или иначе играет свою роль в развитии сюжета. Если мы приглядимся ко всем этим персонажам, то сможем выделить пять главных категорий среди них.

1. Протагонисты - главные из персонажей, именно за ними следит история. Они являются главной движущей силой и, как правило, выступают в роли центральных персонажей, хоть и не всегда. Среди протагонистов принято выделять одного главного, вокруг которого вертится основная сюжетная линия, хотя окончательный конфликт может быть разрешен другим персонажем. Важно не путать понятия "протагонист" и "герой" - об этом мы поговорим подробнее в последующей лекции. Протагонист - один из двух главных участников центрального конфликта, наряду с антагонистом. Согласно древнегреческой традиции, их можно разделить на три уровня, по важности в центральном конфликте и общем сюжете: протагонист, дейтерагонист и тритагонист.

2. Антагонсты - вторая половина центрального конфликта, персонаж, противостоящий протагонисту. Этот персонаж предстает, как источник центрального конфликта и главное препятствие на пути к его решению. Опять же, стоит различать термины "антагонист" и "злодей". Антагонист, по своей важности, стоит наравне с протагонистом. Эти две категории персонажей являются наиболее важными и многие авторы посвящают большую часть истории развитию этих двух сил.

3. Второстепенные персонажи - все персонажи, играющие роль в сюжете, но не являющиеся протагонистами или антагонистами. К ним могут относится союзники, менее серьезные противники, участники всех сюжетных линий, ответвляющихся от центрального конфликта. Даже если они не принимают прямого участия в главной сюжетной линии, их место в истории определяется влиянием на других персонажей и события в мире. В редких случаях, второстепенный персонаж может выступать в роли центрального или рассказчика.

4. Фоновые персонажи - все персонажи, не принимающие участия в какой-либо сюжетной линии. Они могут появиться на одну или несколько сцен и оказывают минимальное воздействие на развитие сюжета. Однако, они, как и все другие персонажи, выступают в качестве движущей силы - отношения с ними влияют на других персонажей или позволяют читателю заглянуть в мир, лежащий за пределами показанной истории. Подобные персонажи так же могут служить каталистами для других событий сюжета - случайный прохожий, подсказавший протагонисту дорогу до его цели, является таким персонажем.

5. Закулисные персонажи - персонажи, не появляющиеся в истории лично. Их часто можно увидеть в воспоминаниях других персонажей или в рассказах. Эти персонажи могут быть давно мертвы или просто находятся вне истории, но, несмотря на это, оказывают влияние на сюжет. Нередко они выступают каталистами для конфликта, так называемым корнем. Они исползуются для разных целей, среди которых можно отметить раскрытие мира истории или дальнейшее развитие персонажей и создание внутренних конфликтов.

Каждая из пяти категорий по-своему важна и используется для движения сюжета вперед. Однако, вне зависимости от категории персонажа, нее стои забывать, что все они - самостоятельные существа, живые люди в своем мире. Даже фоновые персонажи имеют собственные жизни.

Я уже говорил о "живых персонажах". Но что же это значит на самом деле? Попробуем в этом разобраться.

Современные писатели выделяют два вида персонажей, в зависимости от их полноты. В наши дни достаточно негативно относятся к так называемым "плоским персонажам". Таковыми являются персонажи, чей характер можно описать в двух предложениях. Они постоянно показывают только одно или два качества, не меняются на протяжении сюжета, являются статичными. Конечно, это не всегда плохо. Подобные персонажи могут сами быть источниками конфликта для других участников сюжета, могут добавить юмор или стать своеобразным литературным приемом. Примером хорошо сделанного плоского персонажа является старик из рассказа "Ржавчина" - рассказ делает большой акцент на его упрямости, его статичности и неизменчивости, вне зависимости от происходящего. История заканчивается сценой с призраком старика, все так же ворчащего и стучащего молотком по камням, пытаясь вырезать очередную надпись на надгробии.

Однако, если плоский персонаж не был сделан таковым с какой-то целью, он кажется неестественным. Повторюсь - у каждого человека есть множество положительных и отрицательных качеств. Однако, у плоского персонажа есть всего несколько подобных черт. По большей части, персонажи-пророки и символы являются плоскими. Первые - потому что олицетворяют идею автора, и им нельзя меняться из-за этого. Вторые - потому что олицетворяют огромную группу людей и не могут меняться самостоятельно. Другим примером плохо сделанного плоского персонажа можно считать возлюбленных главных героев из работ романтического направления. Эти люди, как правило, идеализируются, показываются совершенными. И, если некоторые авторы использовали это, как иронию, большинство были совершенно серьезными.

В этом заключается проблема при включении персонажа, основанного на близком закономом автора. Писатель часто не может поднять руку, чтобы поместить такого персонажа в изменяющий его конфликт, создавая плоского персонажа.

На другом конце спектра стоят живые, или круглые персонажи. Таковыми называются герои, обладающие набором различных качеств, меняющиеся по ходу сюжета, ощущающие на себе эффект конфликта и следующих за ним событий. Эти персонажи живые, являются самостоятельными людьми, в которых легко поверить. Их характер раскрывается постепенно, как и их история, их личность заметно изменяется. Они входят в историю одним человеком, и выходят другим.

Естественно, что писатели стремятся заполнять свои миры живыми персонажами, прибегая к плоским только при необходимости, как было описано выше.

Существует и третий вид персонажа, которого настотельно рекоммендуется избегать всеми силами. Таковым является "Мэри-Сью". МС - идеальные персонажи, любимчики автора. Они совершенны, у них нет плохих качеств, а если и есть - все остальные закрывают на них глаза. Они красивы, невинны, воплощают собой лучшие качества, какие только может придумать автор. С ними не происходит ничего плохого, даже центральный конфликт не в силах сломить МС.

МС воплощают фантазии писателя, из-за чего автор дорожит подобным персонажем. Зачастую, любая критика МС воспринимается, как личное оскорбление. Примерами МС являются Бэлла из серии "Сумерки" и Ана из серии "Оттенки Серого".

В следующей лекции мы обсудим разницу между понятиями "центральный персонаж", "протагонист" и "герой".