Сюжетный прибор - объект или персонаж в истории, чье основное предназначение - нести сюжет вперед. Это может быть предмет, который нужен всем важным фракциям истории, персонаж, которого нужно защитить, или нечто, что нужно уничтожить. С другой стороны, сюжетным прибором может быть какой-то объект, представленный в ранних стадиях историях с целью решить появляющуюся позднее проблему.
Многие авторы предпочитают избегать использования сюжетных приборов, однако они не всегда плохие. Существует множество примеров историй, вращающихся вокруг сюжетного прибора, который был хорошо написан. Также, сюжетный прибор может служить каталистом для конфликта между персонажами или как важный, самостоятельный элемент сюжета. Рассмотрим некоторые виды сюжетных приборов, и как их можно заставить работать в пользу вашей истории.
1. МакГаффин - объект поиска нескольких персонажей в истории, в частности протагониста и антагониста, что и создает конфликт. Это может быть артефакт, важные бумаги, кейс с деньгами, украденная драгоценность... вообще, МакГаффином может быть буквально что угодно. Важной особенностью МакГаффина является то, что он не имеет особого значения. История и предыстория, мотивы персонажей могут придать видимость значимости, но, на самом деле, он бесполезен. МакГаффин можно свободно заменить любым другим объектом, и эффект не изменится, история по-прежнему будет идти, как и раньше. Украли ли грабители Мону Лизу или Алмаз Надежды? Не важно, они украли что-то, и это что-то нужно вернуть. Объект, скорее всего, даже никем не используется на протяжении всей истории. Его единственное предназначение - дать героям цель, создать конфликт. Как противоположность, можно привести прибор "Кольцо" (названный в честь Единого Кольца из "Властелина Колец"). Этот прибор отличается от МакГаффина тем, что имеет непосредственное значение в сюжете. Единое Кольцо влияет на каждого персонажа, имеет свою практическую функцию и логическое объяснение своей природе. Другими словами - природа МакГаффина не имеет значения, а Кольцо играет важную и неотъемлемую роль в развитии сюжета.
2. Пушка Чехова - названный так в честь знаменитого выражения Антона Чехова ("если в первом акте пьесы есть ружье, оно должно выстрелить к третьему акту"), суть этого прибора заключается в появлении некоего объекта ближе к началу истории, который, на первый взгляд, не имеет никакого значения, но оказывается важным элементом сюжета или разрешает возникший конфликт позже. Так, ожерелье, которое героиня носила на шее с самого детства, оказывается подсказкой к нахождению клада. Проблема с этим прибором заключается в недопонимании слов Чехова. Он имел ввиду, что не стоит тратить время на не имеющие значения для сюжета элементы мира и детали. Дело в том, что Чехов писал короткие рассказы и, в связи с этим ограничением, должен был максимально эффективно использовать каждый элемент, появляющийся в поле зрения читателя. Он давал этот совет писателям и других, более крупных форм. Чтобы подвести итог, стоит принять совет Чехова (каждая показанная деталь мира должна быть в той или иной степени важна для развития общего сюжета) к сердцу, но не пытаться использовать сам прибор, названный в его честь (неважный на первый взгляд предмет оказывается важным).
3. Деус экс махина и дьяволус экс махина - названный в честь прибора, часто используемого в древнегреческих пьесах. "Деус экс махина" означает "бог из машины". В то время это означало особый прием, когда актер в роли божественного существа спускался на сцену и разрешал возникшую ситуацию. В современной литературе так называется прием, при котором неразрешимая на первый взгляд ситуация оказывается разрешена с помощью неожиданного события, которое ничто не предвещало. Стоит различать деус экс махина и пушку Чехова. Если пушка Чехова появлялась раньше, но в роли второстепенного объекта, деус экс махина нигде не возникала до нужного момента. За событием может последовать объяснение произошедшего, но это не изменяет природу и неожиданность прибора. С другой стороны, есть дьяволус экс махина (дьявол их машины), который происходит так же неожиданно, но только ухудшает ситуацию. Довольно сложно хорошо использовать этот прибор, поскольку подобные события вырывают читателя из момента, из мира произведения. Настоятельно рекомендую их избегать.
4. Красная рыба - названный в честь трюка одного английского охотника, использовавшего сильно пахнущую красную рыбу, чтобы сбить своих гончих с запаха кролика. Этот прибор описывает некий объект или прием, призванный отвлечь внимание читателя от чего-то по-настоящему важного, привести его к ложному заключению, заманить в ловушку. Этот прием часто используется в жанрах ужаса и детектива, чтобы запутать читателя, добавить больше загадки в общий сюжет. Примером красной рыбы является епископ Арингароса в книге "Код да Винчи". На протяжении всей истории Арингароса предстает главным антагонистом и лидером врагов, пока не раскрывается, что и он сам был всего лишь пешкой в руках настоящего злодея. Красную селедку, из всех перечисленных приборов, проще всего сделать хорошо, но нужно быть осторожным. Плохое использование этого прибора может привести к тому, что читатель будет чувствовать себя обманутым, будет вырван из истории. Один из вариантов, как хорошо написать этот прибор, это заставить своего героя чувствовать себя так же. Обмануть не только читателя, но и других участников истории.
5. Микробы-переводчики - прибор, позволяющий всем персонажам говорить на одном языке, вне зависимости от различий в национальности, временном периоде или расе. Если в истории указано, что все народы говорят на одном, общепринятом языке, этот прибор не имеет места. Однако, если персонажи путешествуют по различным государствам или даже мирам и понимают другие языки по той или иной причине, тогда можно говорить о микробах-переводчиках. Ярким примером является вавилонская рыба в серии "Автостопом по галактике". Однако, в этом случае мы видим буквальное понимание прибора, поскольку сама серия является комичной. Более очевидный и серьезный вариант виден в серии "Доктор Кто", где космический корабль/машина времени ТАРДИС позволяет путешественникам понимать любой язык во Вселенной. Этот прибор также очень легко написать хорошо, если у него есть объяснение, принятое в данном мире и звучащее логично для читателя. Так, например, в серии "Досье Дрездена", напарник главного героя - демон, способный идеально переводить с английского на любой другой язык и наоборот.
Сюжетные приборы - очень опасные элементы сюжета. Если их плохо описать, они вырвут читателя из мира произведения, нарушат его связь с персонажами и историей в целом. Однако, если они написаны хорошо, то помогут добавить аромата в сюжет, дадут автору довольно простой способ двигать сюжет вперед. Часто, писатели могут включить их в историю несознательно. С другой стороны, существуют историю с намеренно выбранным прибором, придающим цвета и силы сюжету. Настоятельно рекомендуется попрактиковаться в работе с сюжетными приборами.
На следующем занятии мы начнем рассматривать различные способы разработки сюжета произведения, начав с двух фундаментальных подходов к этому процессу.