Одним из важнейших элементов стиля произведения является голос самой истории, или, другими словами, ее "рассказичк". Сперва, выясим, что же такое "рассказчик".
Рассказичком называется элемент истории, через который ведется повествование. Автор разрабатывает голос рассказчика, чтобы передать сюжет и детали истории своему читателю. Рассказчик может быть как личным (имеющим свой персонаж в рамках вымышленного мира), так и безличным (просто голос, используемый для передачи истории). Если рассказчик является личным, то он может быть участником (играющим непосредственную роль в истории персонажем) или не-участником (сторонним персонажем, изредка или вообще не появляющийся в ходе сюжета).
Рассказчик представляет собой комбинацию трех элементов: точки зрения, голоса и времени. Рассмотрим эти элементы более подробно.
Точкой зрения является выбор грамматического лица, от которого ведется повествование. К этому элементу относятся:
1) Первое лицо ("я-рассказчик") - в этом случае повествование ведется от лица одного из персонажей. При этом лице, рассказчик обязательно является персонажем в истории, будь он участником или нет. С одной стороны, это лицо позволяет глубоко изучить внутренний мир центрального персонажа (от чьего лица ведется речь), однако, оно не позволяет говорить о мыслях и эмоциях других персонажей (кроме исключительных ситуаций, когда подобное знание от лица рассказчика является элементом сюжета). Автор находится в голове только одного конкретного персонажа. Кто-то держит эту точку зрения на протяжении всей истории, кто-то меняет персонажей по ходу развития сюжета - как и в других формах рассказчика, количество центральных персонажей полностью зависит от решений писателя.
2) Второе лицо ("ты-рассказчик") - наиболее редкий и сложный для написания вид рассказчика, в этом случае читатель выступает в роли активного и центрального персонажа истории. Плюсом этого вида рассказчика является разрушение грани между персонажами и читателями, однако, с другой стороны, в повествовании автору приходится делать ряд предположений насчет читателя, что ведет только к усилению этой границы, отчего получается парадокс. Чаще всего этот прием можно увидеть в игровых книгах, где больший фокус делается на описании внешнего мира. Что касается повествования, лучше всего этот прием был применен Джеем МакИнерни в его книге "Яркие огни, большой город". Не рекомендуется новичкам.
3) Третье лицо ("он-рассказчик") - наиболее популярный вид рассказчика среди писателей. В этом случае, рассказчик является бестелесным голосом или персонажем, существующим вне самой истории. Обычно, он не принимает активного участия в развитии сюжета (хотя, конечно, есть свои исключения), а просто пересказывает события читателю. Этот вид рассказчика популярен благодаря огромному количеству возможностей, о которых мы поговорим ниже.
4) Перемена лиц - в некоторых историях автор может менять центрального персонажа время от времени или и вовсе менять грамматическое лицо. И, если первый вариант этого приема можно встретить достаточно часто, второй рекомендуется только опытным писателям, поскольку его тяжело заставить звучать хорошо (скачки от третьего к первому и обратно могут легко нарушить ритм произведения). Замена центрального персонажа используется для описания ситуации от лица другого протагониста, или чтобы посмотреть на действия главного персонажа со стороны. Особенно часто этот прием можно увидеть в сериях романов, где, как правило, существует множество важных персонажей.
Голос - набор приемов, используемый для создания уникального звучания произведения, характера рассказчика. Среди них выделяются:
1) Голос персонажа - наиболее часто используемый голос, особенно ярко выраженный при использовании первого лица. При этом голосе, рассказчик является определенным, живым персонажем, а не бестелесным голосом. Он обязателен в первом лице, но также часто встречается в третьем лице. Персонаж-рассказчик всегда будет центральным, но не обязательно является протагонистом (истории о Шерлоке Холмсе и "Великий Гэтсби" яркие тому примеры).
2) Ненадежный голос - подвид голоса персонажа, в этом случае рассказчик является сомнительной личностью, которая опускает и приукрашивает детали, направляет читателя на ложный след, а иногда и в открытую лжет. Рассказчик становится главным врагом читателя, которому приходится думать самостоятельно, чтобы найти правду в повествовании. Помимо откровенно злобно настроенного рассказчика, ненадежный голос может так же принадлежать наивному персонажу, не понимающему и часто по-детски воспринимающему мир ("Над пропастью во ржи") или персонажу, страдающему от психического расстройства и искренне верящему в свои слова ("Сердце-обличитель").
3) Эпистолярный голос - этот вид голоса был особенно популярен в 19 веке. От греческого слова "epistole" ("письмо"), этот голос использует серию вымышленных документальных записей, чтобы передать историю. К этим записям могут относится письма, газетные статьи, транскрипты аудио-записей, дневники персонажей и так далее. Наиболее знаменитым примером подобного голоса является "Дракула" Брэма Стокера. Помимо прочего, этот голос дает автору огромную свободу во временном пространстве своего произведения, больше, чем при любом другом голосе.
4) Поток сознания - повествовательный прием, который стремится передать историю через беспрерывный поток мыслей и внутренних монологов персонажа, вместо стандартного описания действий и сцен. Обычно используется с первым лицом, но не обязательно. Этот голос делает большой фокус на том, чтобы рассказать читателю о внутренней борьбе, желаниях и мотивациях персонажа, даже если другие персонажи об этом не знают. В некоторых случаях этот голос исключает деления на главы и абзацы, а также использование знаков препинания. Этот прием стал известен благодаря экспериментальной книге Джеймса Джойса "Улисс".
5) Третье лицо, субъективный голос - наиболее популярный голос третьего лица, этот прием подразумевает описания эмоций и мыслей персонажа, заодно с его действиями. Если голос говорит только об одном персонаже на протяжении всей истории, его могут назвать ограниченным голосом. Персонаж, за которым следует голос, является центральным и, обычно, одним из главных. В этом случае можно сказать, что рассказчик сидит на плече персонажа. Этот прием можно увидеть во многих популярных произведениях современности, включая работы Джоан Роулинг и Джорджа Мартина. Некоторые авторы меняют центрального персонажа от главы к главе, чтобы показать историю от лица многих главных героев.
6) Третье лицо, объективный голос - полная противоположность субъективному, этот голос не описывает эмоций или чувств персонажей. Вместо этого, рассказчик пересказывает исключительно события и действия в сюжете. При таком голосе, характеры персонажей проявляются исключительно через их действия, жесты и диалоги. Этот голос часто используется в невымышленных произведениях, в то время как в вымышленных повествованиях является особым приемом.
7) Третье лицо, всевидящий голос - наиболее часто используемый голос в истории литературы. В этом случае, рассказчик, как правило, выступает как бестелесный голос, способный "видеть" чувства и мысли всех персонажей одновременно (рассказчик может быть персонажем, но его знания желательно объяснить в рамках сюжета). При использовании этого голоса, у автора нет какого-то конкретного центрального персонажа, он может в любой момент описать внутреннее состояние любого присутствующего на сцене участника событий. Из современных серий, этот прием хорошо использовался в "Автостопом по Галактике".
Время - выбор грамматического времени, используемый рассказчиком.
1) Прошедшее время - наиболее часто используемое время в литературе многих языков. В этом случае события истории описываются, как произошешие в какой-то момент времени до настоящего момента.
2) Настоящее время - в этом случае, события сюжета происходят в данный момент времени. Благодаря этому приему, действия движутся быстрее, особенно часто используется в жанре экшена.
3) Будущее время - наиболее редкое время в литературе, при нем события сюжета должны произойти в будущем. Такие произведения, как правило, имеют пророческую атмосферу.
Писатель объединяет все три элемента для создания рассказчика своей истории. Рассказчик важен, поскольку именно он передает события сюжета читателю, через него читатель познает происходящее, знакомится с миром и персонажами. От него зависит темп и скорость истории.
На следующем занятии мы поговорим об одном из наиболее часто встречающихся советов от других писателей - "пиши о том, что знаешь".