В этой теме можете задавать вопросы по лекции и вести обсуждение между собой. На все вопросы постараюсь ответить максимально понятно и информативно.
Каждая история включает в себя три важнейших элемента. Если хотя бы один из этих элементов будет отсутствовать, у нас на руках будет обычный текст, описание, не имеющее в себе никакой истории. Эти элементы: персонажи, мир и сюжет. Если посмотреть на историю, как набор ответов на различные вопросы, то каждый из элементов отвечает на один из наиболее общих вопросов.
Персонажи - кто? Мир - где? Сюжет - что и как?
Эта часть курса будет сконцентрирована на персонажах. Сперва, обсудим, что кроется за этим словом и зачем они нужны в истории. Как следует из вопроса, заданного выше, персонажи - это участники истории, те, о ком рассказывает писатель. Их можно разделить на несколько групп, о которых мы поговорим позже.
Зачем же нужны персонажи? Во многом, они - окно читателя в мир истории. Читатель видит и чувствует происходящее через них, вместе с ними проходит через путешествие. Если этого окна не будет, читатель будет читать обычный текст, описывающий происходящее, как в учебниках или научных трактатах. Именно наличие четко выделенных персонажей делает художественное произведение особенным среди других текстов. Какую бы цель писатель не ставил перед собой, он всегда будет добиваться этой цели с помощью своих героев, и, вне зависимости от поставленной задачи и идеи, история всегда будет рассказывать именно о них. О людях, участниках этой истории.
Покажем это на примере. Мой старый знакомый однажды запланировал роман, и его главной задачей было показать придуманный им мир. Он часто говорил, что сконцентрирует свое внимание на описании повадков жителей этого мира и их обычаев. Конечно же, в романе присутствовал главный герой - персонаж, чьими глазами мы осматривали этот мир. Однако, в процессе планирования сюжета, фокус истории постепенно сместился. Хоть мой знакомый все еще твердил, что в первую очередь хочет описать свой мир, из записей было легко заметить, как центральной темой истории стала внутренняя борьба героя с собственными чувствами. Сам того не заметив, писатель начал рассказывать историю не о своем необычном мире, но о попавшем в сложную ситуацию человеке.
Персонажи являются наиболее важной частью любого произведения. Читатель будет ставить себя на их место или рядом с ними, будет к ним привязываться, переживать и сочувствовать им. Они - главный инструмент писателя, пытающегося вызвать эмоциональный отклик у своей публики. Они приводят сюжет в движение. Если мы возьмем классические произведения, мы увидим, как "Преступление и наказание" рассказывает нам историю сломленного человека, а "Приключения Тома Сойера" показывают нам мир глазами полного энергии мальчика. Невольно, читатели заражаются настроением героя, формируют о нем мнение. Повторюсь - какой бы ни была изначально поставленная цель, история всегда будет рассказывать о людях, в ней участвующих.
Персонажи можно разделить на несколько типов. Рассмотрим их.
1. Персонажи основанные на реальных людях, будь то сам автор или какие-то его знакомые. Такие персонажи часто появляются в самых разных историях. Некоторых писатели создают намеренно, другие рождаются случайно. Может, у автора есть какой-то дорогой ему человек, образ которого сам прокрадывается в историю. Может, автор поместил его туда специально, чтобы описать подобного человека. И, конечно, такие персонажи всегда будут участвовать в историях, основанных на реальных событиях. Автобиографические истории - особый случай, когда герой полностью основан на авторе, и все остальные персонажи - на его друзьях и знакомых. При создании подобных персонажей важно помнить одну вещь - они по-прежнему являются самостоятельными существами. Даже в историях, основанных на реальных событиях, герой - не есть знакомый писателя. Это другой человек. Выделю слово "основанный". Вы не переписываете живого человека на бумагу (за исключением редких случаев, когда это ваш замысел), но создаете кого-то нового, лишь напоминающего реального человека. Это очень важно помнить, иначе история из вашего собственного творения превратится в биографический трактат.
2. Персонажи-символы. Эти люди рождаются, когда автор хочет создать обобщенный образ какой-то группы людей. Как пример, можно привести Кутузова из "Войны и мира". Этот человек в романе представляет собой общий образ русских патриотов и солдат. Работа с такими героями не рекомендуется по простой причине - невозможно объединить крупную группу людей в единое целое. Каждый человек уникален по-своему, имеет свои черты характера, свои плюсы и минусы. Мы не можем взять целую нацию и смешать всех ее представителей в одно лицо. В результате писатель неизбежно оставит лишь нужные ему черты и закроет глаза на остальные. Мы получим ходячий стереотип, в высшей степени субъективный. Один человек не может говорить за всю свою группу.
3. Персонажи-пророки. Еще один тип персонажей, использование которых не рекомендуется. Они появляются, когда автору есть что сказать, но он не может поместить эти слова в собственные уста. Они несут какую-то единственную философскую идею, какую-то мысль. Ярким примером является Раскольников в "Преступлении и наказании". Эти персонажи плоские и пустые, не имеющие собственных мыслей и жизней. Их единственная цель - высказать идеи писателя. Они становятся автобиографичными, и не в хорошем смысле этого слова. Настоятельно рекомендую держаться подальше от такого рода персонажей.
На этом курсе вы научитесь создавать четвертый тип персонажей:
4. Самостоятельные персонажи. Это люди, рожденные сами собой, несущие собственные мысли, имеющие собственные жизни. Самый сложный вид персонажа для создания, но самый интересный для чтения. Их особенность лежит в том, что они не основаны не на чем-либо из реальности. Они создаются с нуля, растут вместе с автором и читателем, проходя через свое путешествие. Сложность их создания заключается в том, что автору придется отойти от самого себя и своего взгляда на мир, чтобы посмотреть на происходящее глазами своего героя.
В течение этого курса мы выясним, как именно создавать подобных персонажей и как сделать их живыми, как сделать так, чтобы читатели могли почустовать то же, что и наш герой.
На этом мы заканчиваем вводную лекцию по персонажам. На следующей неделе мы рассмотрим разные категории персонажей и обсудим разницу между "плоскими" и "живыми" персонажами, а также узнаем об опасной ловушке под названием "Мэри Сью".