Одним из основных элементов любой истории является мир, или сеттинг. В планах системы вопросов, он отвечает на вопрос "где?". Мир присутствует в любом произведении, вне зависимости от его жанра. В процессе написания своей работы, автор неизбежно создает некое пространство, в границах которого живут его персонажи, происходит его история. Но, как и в случае с другими элементами, миры бывают нескольких типов. В частности, можно выделить два общих вида:
1. Отражения нашего мира. Такие миры используются в реалистичных, исторических и полуреалистичных историях. Как следует из названия, местом действия этих историй является наша планета, наш мир. Автор может взять любой временной период нашей истории, любую локацию, даже вымышленный город. Многие авторы предпочитают использовать современный или средневековый период, хотя свобода творчества в создании этих миров ничуть не меньше, чем при создании собственного, особенно если автор включает в историю фантастические элементы. С одной стороны, история Земли очень богатая, будь она связана с человеческими цивилизациями или нет. У авторов есть огромная свобода выбора среди их периодов и локаций. В крайнем случае, писатель волен изобрести собственную цивилизацию или город для своего мира. Однако, с другой стороны, при работе с такими мирами, автор обязан провести немало исследований, выяснить как можно больше о жизни и культуре выбранной части света, чтобы достоверно передать жизнь той локации и периода. Конечно, автор может по собственному желанию заполнить любые пробелы в доступной информации, но большая часть образов обязательно должна сходиться с тем, что нам уже известно. Нельзя писать о жизни древних греков, полностью убрав из повествования акт жертвоприношения.
2. Самостоятельный, новый мир. Они используются в фантастических историях и некоторых полуреалистичных. Эти миры создаются с нуля, целиком и полностью являются порождением автора, хоть и многие элементы неизбежно будут основаны на известной нам планете. Мир может быть отдельным и уникальным (фэнтэзи) или какой-то иной планетой, системой или даже галактикой (научная фантастика). Несмотря на практически безграничную свободу выражения, есть несколько важных деталей, о которых ни в коем случае нельзя забывать. В первую очередь, в мире должны быть свои законы, которые даже автор не имеет права нарушать без веской на то причины. При создании мира космических масштабов также необходимо провести глубокое исследование доступной информации, а также помнить, что планеты с единичным вариантом климата встречаются очень редко, и это явление должно быть объяснено позицией планеты в пространстве.
Создание мира - реалистичного или нового - требует многих усилий. В связи с этим, среди авторов выделилось два основных подхода к разработке вселенной:
1. Автор проводит массу исследований и разрабатывает мир в мельчайших деталях до начала создания произведения. На это могут уйти месяцы, даже годы. Авторы рассматривают свой мир со всех сторон, наполняют его цивилизациями и историей. К моменту начала написания истории, у них есть огромный, дышащий, живущий далеко за пределами работы мир. Таким был, например, Джон Толкиен.
2. С другой стороны, есть авторы, которые предпочитают разрабатывать мир по ходу написания. Они проделывают небольшую исследовательскую работу, чаще всего, чтобы не ошибиться с описанием повадков выбранной культуры, после чего отправляются в путешествие в неизведанное. Такие миры имеют свойство расширяться спонтанно, что может окончиться одним из двух способов: либо мир покажется лоскутным одеялом со множеством наспех сделанных заплаток и бессмысленных элементов, либо он будет выглядеть органично и естественно. К авторам таких миров относится Стивен Кинг.
Многие начинающие авторы делают ошибку, закручивая весь мир вокруг только лишь своего сюжета. Это создает крайне ситуативный мир, в котором все так или иначе связано с настоящей историей. Однако, если мы хотим создать живую вселенную, автору необходимо запустить руки в дальние углы своего мира. Это достигается путем использования различных деталей и отсылок к событиям, происходящим за пределами истории. В прошлом, с другими персонажами и так далее. Элементы, которые никак не связаны с основным сюжетом. Мы можем видеть множество подобных деталей в книгах Стивена Кинга, который использует их не только для расширения вселенной, но и для дальнейшего развития персонажей.
Как говорилось в курсе о Персонажах, именно люди являются двигающей силой любого сюжета. Однако, нельзя забывать, что эти люди живут в своем мире. В ходе сюжета этот мир - реальный или метафорический - меняется, и это влияет на персонажей. Идея конфликта заключается в том, что привычная ситуация была нарушена вмешательством некой внешней или внутренней силы. Чаще всего это означает резкие перемены в окружении персонажа, что и отправляет их на свое личное путешествие.
В связи с этим, мир - критически важный элемент истории. При создании мира автор должен спросить себя, какое место в нем занимает персонаж, как именно изменится ситуация, и как эти перемены повлияют на его героев.
На протяжении этого курса мы будем разрабатывать собственные миры. На следующей лекции мы поподробнее рассмотрим особенности различных видов миров, расширим нашу классификацию и узнаем, как использовать мир, как отправную точку в написании истории.